г. Вологда
Пушкинская, 41
(8172) 56-06-85
(8172) 56-06-69

10.00 - 18.00 кроме сб и вс

 

Семиградье «за лесами»: от Стародуба и Ярополча до Гороховецкого отрога

ПечататьПечататьОтправить почтойОтправить почтой

 Ковров  → Стародуб-на-Клязьме  → Мстера  → Ярополч Залесский  → Вязники  → Гороховец  → Судогда (Муромцево)

22.08​, 17.10​.2020

2 дня/1 ночь​

Стоимость от 8900 р.

Отправление:

00:30 Череповец, Железнодорожный вокзал
02:30 Вологда, ТЦ "РИО"

Семь самых вдохновляющих мест, которые стоит посетить, когда Вам нужна перезагрузка и пару дней покоя и творческого созерцания. Это территория одного из самых маленьких русских княжеств - Стародубского что на Клязьме (Стародубские это - Пожарские, Ромодановские, Гагарины, Хилковы, Ковровы; сейчас это север Владимирской области). Уже давно его "семиградье" в русском Залесье или еще точнее на Нижнем Поклязьменьи стало местом паломничества всех истинных ценителей красивых видов и удивительного сочетания древней архитектуры и русской природы. Вездесущие склоны гороховецкого отрога, кривые улочки, подымающиеся вверх, бесконечные луковицы храмов, башенки лубочных особняков и огромные средневековые палаты купцов. 

 

День 1: Семиградье

Прибытие во Ковров - первый город стародубского "семиградья" и вместе с Ижевском и Тулой оружейная столица России. 

Обзорная экскурсия по Коврову с осмотром:

Собор Рождества Христова — самое древнее строение города. По преданиям, на этом месте была возведена деревянная церковь по указанию Андрея Боголюбского. Каменный храм построен в 1778 году. При возведении обители использовали кирпич допетровского периода. Стены декорированы 120 изразцами с рисунками, фризами. В народе его называют  «Белая церковь» или «Старый собор». А красным собором - Спасо-Преображенский собор, визитная карточка Коврова, встречает въезжающих в город с запада по мосту через Клязьму. Огромный красного кирпича красавец-храм, похожий на дворец, расположенный на высоком клязьменском берегу, является, по сути, центром панорамы старого Коврова.  Проезд по странным улочкам города - дома оружейников Василия Дегтярева и Владимира Федорова - создателей автомата и легендарных пулеметов. Здания городской Управы и Думы. 

Отправление в Стародуб-на-Клязьме - историческую столицу всего региона, столицу средневекового Стародубского княжества и самый восточный город Великого Ополья. (Ковров → Стародуб: 24 км).

Город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Подобно многим городам Залесья, был назван мигрирующим населением в честь южного Стародуба Северского, откуда прибыли переселенцы.  После нашествия монголов на Русь самый младший из сыновей Всеволода III Большое Гнездо — Иван получил в удел Стародуб (1238). В последующие века его потомки, управляя самым маленьким независимым русским княжеством, отчаянно отражали притязания двух сильных соседей — Московского и Нижегородского княжеств. В конце концов Стародуб был разрушен и только романтическое городище напоминает о древней столице гордого княжества. 

Фото-стоп - валы знаменитого в древности города, белокаменный памятник 850-летия города Стародуба, увенчанный сказочной птицей - символом княжества и храм Покрова - самое популярное посвящение на Клязьме. 

Отправление в Мстеру - город богомазов и богоносов. 

Важнейший духовный центр Стародубской земли - в древности князья Ромодановские (ветвь Стародубских) основали здесь Богоявленский монастырь. При монастыре возник иконный промысел - иконы рисовали - «мазали» мастера-богомазы и коробейники из села носили их по России и продавали - богоносы. Так возник один из крупнейших в России центров традиционных художественных промыслов: лаковой миниатюры на папье-маше, вышивки и ювелирных изделий. Только за 1985—1986 годы завод выпустил более 1 млн штук Орденов Отечественной войны II степени из серебра.

Посещение Богоявленского монастыря и экскурсия в музей - «Искусство Мстёры». В нем представлена история развития мстёрских промыслов и искусства художников с XVII в.  Коллекция лаковой миниатюры включает более 350 предметов.  Большой интерес для исследователей представляют выполненные в разной манере работы резчиков по дереву, особенно культовые скульптурные изображения Христа.  В музее представлена богатейшая коллекция различных видов мстёрской вышивки - белая гладь, принесшей Мстёре всемирную известность.  

Переезд в Вязники - город-песня (Мстера → Вязники: 25 км). 

Обед в кафе.

Холм и смотровая площадка «Венец» - вид на остатки крепости Ярополч. С высокого берега открывается сказочная панорама на Клязьму, где в равнинном течении она образует множество изгибов. Река змейкой вьется по зеленым лугам и вокруг серповидного острова в излучине, напоминающего по форме кокошник – старинный головной убор русской женщины. Может, поэтому и назвали столь красивую местность Венцом?

Отсюда просматриваются сохранившиеся до сегодняшнего дня остатки крепостных валов (их высота доходила до 5 м) древнерусского города Ярополча. Именно Ярополч дал начало будущему городу Вязники. Существует легенда, повествующая, что в Ярополче жил когда-то князь Кий, который жестоко обращался с подвластным народом. Невзлюбили его ярополчане. Однажды князь со слугой возвращался с охоты и завяз в прибрежном клязьменском болоте у стен Ярополча. Однако горожане не спешили ему помогать и злорадно кричали с городского вала: «Вязни, Кий! Вязни, Кий!». Местность под стенами Ярополча с тех пор и зовется – Вязники. 

Музей расположен в одном из красивейших памятников гражданской архитектуры города, построенного в 1797 г. по типовому проекту архитектора В. И. Баженова вязниковским купцом И.Кашиным. Здесь хранятся произведения русских и  зарубежных художников  конца ХVIII – нач. ХХ  в.в. — пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые работы: Боголюбов,  Клодт, Маковский, братья Бенуа, Писемский, Горохов, Гирв. Прекрасным  дополнением  к картинам является фарфор первых частных заводов  Гарднера, Попова, братьев Корниловых, стекло, хрусталь, мебель из ореха и  красного дерева, городской костюм.  В коллекции собраны картины известных мастеров II пол. XIX – нач. XX вв. – членов Товарищества передвижных художественных выставок, «Союза русских художников», «Мира искусств».  Значительное место в коллекции занимают портреты и жанровые картины. Самобытность русских обычаев, декоративность народных костюмов доносят до заинтересованного зрителя работы Милорадовича («Исповедь»), Куликова («Базар»), Сычкова  «Девочки в маках », «Катание с горы зимой»), Колесникова («У церковной ограды»), Грузинского («Катание на тройке зимой»).  «Из истории уездного города Вязники»  Рассказывает об истории города с момента присвоения ему статуса уездного ( 1778 г. ) и до начала ХХ века. Здесь представлены Указ Екатерины 11, герб города, первый его план, фотографии с видами города и вещи рассказывающие о различных сферах его деятельности — промышленности, сельского хозяйства, образования, культуры.

Уникальная «фишка» музея  - в 1928 году на территории, прилегающей к зданию музея, для уникального экспоната - единственной в России паровой машины Джеймса Уатта, был построен деревянный, одноэтажный павильон. Именно с этой паровой машины началась техническая паровая революция в мире! 

Музей песни XX века великого поэта-песенника Алексея Фатьянова в его родовом доме.  

В нём хранятся подлинные вещи семьи Фатьяновых – старые фотографии, плакаты, нотные издания, звукозаписывающая техника, грампластинки и музыкальные инструменты создают реконструкцию великого песенного наследия ушедшего века.  Алексей Иванович Фатьянов (1919-1959) родился в деревне Малое Петрино, давно вошедшей в городскую черту, в доме деда (отца матери) В.В. Меньшова. В 1922-1929 гг. Алексей Фатьянов проживал вместе с родителями в родовом доме в центре Вязников. Родные вязниковские места, березы, соловьи нашли воплощение в творчестве будущего знаменитого поэта-песенника. После войны А.И. Фатьянов поселился в Москве, но каждое лето приезжал в Вязники, черпая там вдохновение для своего песенного творчества. До сих пор поются народом такие фатьяновские песни, как «На солнечной полянке», «Перелетные птицы», «Три года ты мне снилась», «На крылечке твоем», «Когда весна придет», «В городском саду».

Осмотр достопримечательностей Вязников - Благовещенский монастырь, Усадьба фабриканта Сенькова, Особняк Демидова, здание гимназии и уютной застройки уездного центра времен Российской империи. 

Отправление в Гороховец. 

Размещение в отеле. Свободное время в самом красивом городе Стародубской земли. 

 

День 2: Гороховец + Муромцево

Завтрак.

Отправление на обзорную экскурсию по Гороховцу. 

Панорама Гороховца уникальна. Вот как это описывал великий художник Грабарь - «когда на дальнем высоком берегу Клязьмы показались огоньки, зажегшиеся от заходящего солнца в стеклах а видимых еще зданий, то уже это одно был изумительно хорошо. Вскоре стали вырисовываться какие-то монастырьки, тонущие вьют вверху в зелени. Казалось, что это не город, а просто два-три десятка церквей, разбросанных по горам в каком-то игрушечном стиле… Другого такого «Китежа» я не знаю». 

Среди древнерусских городов Гороховец уникален тем, что в нем почти в первозданном виде сохранилось большое количество разнообразных посадских домов. Из двадцати каменных жилых домов XVII в., сохранившихся в России, – семь находятся в Гороховце! То есть этот город сегодня – настоящий музей древнерусского жилого зодчества. Здесь и простейшие однопалатные посадские дома («каменные избы»), и вычурные многокомнатные особняки, и стилизованные бревенчатые «пряничные» домики в древнерусском стиле. Кроме этого, гороховецкие купцы в XVII в. строили на свои средства и храмы, девять из которых сохранились сегодня (в том числе центральный Благовещенский собор) и вошли в ансамбли трех ныне действующих монастырей – Троицко-Никольского, Сретенского и Знаменского. На рубеже XVII-XVIII вв. в архитектуре Гороховца своеобразное отражение получило соперничество купеческих кланов Опариных и Ершовых: на их средства строились самые знаковые и видные здания в городе, как культового, так и светского характера. Почти одновременно с постройкой каменного двухэтажного дома Опариных в центре Гороховца, в 1700 г. был возведен «иждивением» Семена Ершова  (он же «спонсировал» строение Троицкого собора Никольского монастыря) и освящен Благовещенский собор на месте бывшей деревянной церкви. Собор находился буквально в шестидесяти метрах от опаринского дома, подавляя его своей массой.  Пятиглавый монументальный Благовещенский собор главенствует на площади, среди малоэтажной застройки. 

После экскурсии посещение двух самых знаменитых чудо-домов - средневековый дом Ершова и модерновый дом Шорина. 

Загородный дом судостроителя М.И. Шорина, который является великолепным образцом гороховецкого деревянного зодчества конца XIX-начала XX вв. Уникальное мастерство местных плотников – якушей – проявилось в строительстве и оформлении этого красивого дома, напоминающего сказочный терем. Этот шедевр гороховецких якушей как нельзя лучше подходит для размещения в нём всевозможных выставок и проведения мероприятий в традиционном духе, которые организует Дом народного творчества и ремёсел.

Гороховецкий историко-архитектурный музей в Доме Ершова (Сапожникова) – уникальном памятнике каменного жилого зодчества допетровской Руси, который относится к купеческим палатам XVII в. Одновременно с домом были сооружены трёхметровые дубовые ворота, которые сразу привлекают внимание посетителей музея.  Купеческий быт конца XVII в. - сени, красная палата, комнаты хозяина, хозяйки, девичья, где воссозданы интерьеры рубежа XVII-XVIII веков, представлены мебель, посуда, одежда, которыми пользовались семьи богатого гороховецкого купечества.  Эти экспозиции Дома Ершова (Сапожникова) как нельзя лучше помогают посетителям увидеть образ купеческого Гороховца, прочувствовать атмосферу допетровского прошлого.  Кроме того, экспозиция позволяет ознакомиться с особенностями кустарных и отхожих промыслов Гороховецкого уезда конца XIX в. – котельного ремесла, глухой и пропильной резьбы по дереву, строчевого шитья. Фонды музея содержат уникальную коллекцию русских самоваров, которая рассказывает о национальном гостеприимстве и широте русской души. Эти экспозиции используются при проведении интереснейших событийных мероприятий – Дня якуша, Дня купца и Праздника самовара, организатором которых является Гороховецкий историко-архитектурный музей. 

 Обед. 

Отправление в Муромцево  (Гороховец → Муромцево: 148 км).

Фото-стоп на Лысой горе. Лысая гора – одно из самых загадочных и красивых мест под Гороховцом. Она возвышается над Клязьмой почти на 100 метров. Отсюда открывается удивительный вид на бескрайние леса и широкую пойму, по которой лентой извивается река, на заливные луга и зеркальные озера.  Свое название Лысая гора получила из-за практически полного отсутствия растительности,  в отличие от соседних холмов, на которых шумят леса. Такое необычное природное явление пока не находит научного объяснения, зато породило легенды.

Экскурсия по  усадьбе Муромцево — крупнейшая усадьба России, выстроенная после реформы 1861 года. Шедевр псевдоготики. 

Усадьба Муромцево принадлежала дворянскому роду Храповицких. Владелец имения Владимир Храповицкий, решив перестроить усадьбу, пригласил московского архитектора Петра Самойловича Бойцова. В конце XIX – начале XX века в Муромцево был создан уникальный архитектурно-парковый ансамбль, включавший до 70 каменных и деревянных построек.  Главный усадебный дом, который строился в 2 этапа, напоминает старинные французские замки долины реки Луары эпохи поздней готики и раннего Ренессанса. Вторым этапом строительства стала башня-донжон в стиле английской готики. Его прототипом считается замок Балморал в Шотландии, резиденция британских монархов.   Центральную парковую аллею оформлял водный каскад, соединявший главный дом и усадебный пруд. На берегу была устроена набережная с лодочным павильоном, напоминавшим «голландский» домик. На противоположном берегу пруда был выстроена стрельчатая аркада – лоджия – ставшая композиционным завершением парадной перспективы.  Среди хозяйственных сооружений усадьбы выделялись здания конного, скотного и каретного дворов. Задуманные как единый комплекс, они напоминали западноевропейскую архитектуру эпохи средневековья. Церковь Св. Александры Римской в имении была возведена в традициях русской архитектуры XVII века. По желанию владельца в усадьбе было построено специальное здание для театра, проложена железная дорога. Лесное хозяйство приносило В.С. Храповицкому солидный доход, это позволило владельцу устроить имение с поистине «царским» размахом.  

 Отправление домой.

В стоимость тура включены*:

  • Размещение;
  • Проезд на автобусе / микроавтобусе;
  • Питание по программе;
  • Экскурсии по программе;
  • Услуги сопровождающего на маршруте;
  • Страхование от несчастного случая;

* в соответствии с программой тура

В стоимость тура не входит:

  • Одноместное размещение​ 1500 руб.